Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Директор
Дубровина Инна Леонидовна dubrovina-school47@yandex.ru ‎+ 7 (342) 267-54-98
Приемная
+ 7 ‎(342) 267-54-98
Все контакты

Реализация инновационной образовательной программы

Инновационная образовательная программа

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 47» г.Перми

по теме: «Реализация модели социальной и образовательной интеграции детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях общеобразовательной школы «Класс без границ»

Цели и задачи Программы

Цель Программы – повышение эффективности образовательной деятельности; создание и развитие условий, обеспечивающих инновационную практику инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов для максимального удовлетворения прав детей на доступное и качественное образование в классах совместно с нейро-типичными сверстниками и включение в социокультурное и образовательное пространство школы.

Общие задачи Программы:

-        содействовать построению и развитию эффективной образовательной инфраструктуры, способствующей реализации конституционного права ребенка на получение образования, включение в социокультурное и образовательное пространство с учетом его жизненных обстоятельств и особых образовательных потребностей (разработать и апробировать образовательную инфраструктуру - «Класс без границ», разработать и апробировать систему мониторинга индивидуальных достижений, обучающихся «Класса без границ»;

-        содействовать трансляции инновационного опыта деятельности образовательной инфраструктуры «Класс без границ».

Задачи Программы в отношении детей:

-        создать специальные условия (средовые, кадровые, организационные) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития, обучающихся и последующего включения их впроцесс обучения в классах совместно с нейро-типичными сверстниками;

-        создать условия для преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность, в том числе с учетом возможностей расширения образовательного и социокультурного пространства в процессе учебной, внеурочной работы и дополнительного образования (нормо-типичные сверстники).

Задачи Программы в отношении родителей:

-        создать условия для повышения компетентности родителей по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

-        создать условия для преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в успешную деятельность.

Задачи Программы в отношении педагогов:

-        способствовать развитию педагогического потенциала педагогов, повышению профессиональной компетентности по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов, взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов (организовать и реализовать обучение педагогов по программам повышении квалификации, программам переподготовки педагогических работников для обеспечения инклюзивного обучения; организовать методическое сопровождение педагогов – участников Программы - через работу школьного методического объединения);

-        создать в образовательной организации информационное пространство для обмена опытом, трансляции инновационного опыта, решения профессиональных вопросов, оказания методической помощи педагогам по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов (создать банк эффективных методов и приемов, средств для работы с обучающимися с ОВЗ; банк материалов для проведение мониторинга индивидуальных достижений, обучающихся «Класса без границ», создать группу в сетевых сообществах (ВКонтакте, Фейсбук) с назначением ответственных за их функционирование педагогов с целью обмена опытом, решения профессиональных вопросов, обсуждения актуальных тем, оказания методической помощи).

Инновационные подходы к организации и содержанию образовательного процесса

Инклюзивное образование ориентировано на создание условий для обучения всех детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей. При этом не только создаются специальные образовательные условия для учащихся с ОВЗ, новые возможности получают и все остальные учащиеся. Иными словами, изменяется все образовательное пространство школы благодаря созданию толерантной социокультурной среды и формированию инклюзивной культуры у всех субъектов образовательного процесса. В МАОУ «СОШ № 47» г. Перми создана программа социально-образовательной интеграции учащихся ресурсного класса «Класс без границ». В процессе реализации инклюзивной практики через создание «Класса без границ» в образовательный процесс привносятся существенные коррективы содержательного и процессуального характера. Организация совместного обучения и воспитания детей с различными особенностями развития и их условно нормативных сверстников – двусторонний процесс, который предполагает, с одной стороны, включение ребенка в новое для него образовательное пространство, с другой – приспособление самого образовательного учреждения к включению в свое пространство «необычных» детей. Возникает новая социальная ситуация, при которой создаются новые механизмы взаимодействия, взаимоотношений и новых социальных связей. Таким образом, благодаря введению модели инклюзивного образования в МАОУ «СОШ № 47» г. Перми через создание «класса без границ» и эффективное её функционирование предполагаются определенные изменения в образовательном пространстве школы, затрагивающие всех субъектов образовательного процесса.

Субъект 1 – учащиеся «Класса без границ». Взаимодействие учащихся «класса без границ» с другими субъектами образовательного процесса предполагается реализовать в двух направлениях:

Первое направление - образовательная инклюзия. Предполагает включение учащихся «Класса без границ» в учебный процесс с учащимися общеобразовательных классов. Т.е. инклюзия происходит через различные виды образования. Осуществляется при поддержке тьютора.

1.1.           Освоение учебных предметов в общеобразовательных классах. Учащийся «Класса без границ» может осваивать некоторые учебные предметы с учащимися общеобразовательного класса. Учебные предметы и частота посещения уроков определяются с учетом индивидуальных возможностей учащегося (успешность освоения предмета, освоение учебных и социальных навыков).

1.2.           Включение в занятия в рамках дополнительного образования. Система дополнительного образования традиционно рассматривается как значимый ресурс для детей с ОВЗ как в плане освоения ими конкретного вида деятельности, так и учебных, социальных навыков и, в целом, процесса инклюзии в среду сверстников. Включение учащихся в различные виды дополнительного образования на базе школы также осуществляется с учетом возможностей ребенка и его склонностей, и интересов.

1.3.           Занятия по социально-бытовому ориентированию, которые осуществляются при взаимодействии с учащимися общеобразовательных классов в рамках уроков технологии.

Второе направление - социальная инклюзия. Предполагает включение учащихся «Класса без границ» во внеучебную деятельность и происходит за счет активного социального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

1.1.            Внеурочные мероприятия внутри и вне школы. Осуществляется

при поддержке тьютора или родителей учащегося.

1.2.            Коммуникация с учащимися общеобразовательных классов во

время перемен. Поскольку перемены – это время активной коммуникации и взаимодействия между учащимися, они представляют ресурс для решения данных задач в контексте инклюзии. В данном случае процесс включения учащегося с ОВЗ осуществляется при поддержке тьютора.

Обеспечение плавного перехода учащихся из зоны комфорта в новые условия, включение дополнительных социальных факторов, обеспечивающих развитие коммуникативных и социальных навыков.

Субъект 2 – педагогический коллектив. Для педагогов (даже те, кто не осуществляют непосредственную работу с учащимися ресурсного класса), нахождение в инклюзивном пространстве школы предполагает: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме специального и инклюзивного образования; повышение психолого-педагогической компетентности учителя, изменение его профессиональных личностных качеств, включая формирование инклюзивной коммуникативной компетентности; повышение функциональной мобильности и технологичности педагогов, которые заключаются в умении выполнять различные функции, включая функции учителя – тьютора и адекватно применять эти способности в учебно-воспитательном процессе; повышение компетенции в вопросах нахождения оптимальных способов взаимодействия с родителями разных учащихся; создание условий для повышения мотивации педагогов на самообразование и инновационную деятельность; появление «гибкости» процесса обучения, которая вслед за учащимися с ОВЗ распространяется на всех учащихся.

Субъект 3 – нормо-типичные учащиеся. Для нормо-типичных учащихся, нахождение в инклюзивном пространстве школы предполагает: создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями; сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса; создание условий для успешной самореализации учащихся, включенность учащихся в различного рода социальную деятельность.

Субъект 4 – родители учащихся. Для родителей нахождение в инклюзивном пространстве школы даёт: расширение социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии; создание условий для взаимодействия всех родителей, объединения их в сообщество, сотрудничества с образовательным учреждением; разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме; повышение педагогической культуры родителей в вопросах социального развития ребенка, нравственного воспитания.

Одной из системообразующих составляющих эффективной образовательной среды выступает ее безопасность. Поэтому это один из важнейших критериев оценки функционирования модели инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении. Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней и удовлетворены процессом обучения и социализации.

Инновационные технологии и модели деятельности обучающихся и педагогов

Суть модели включения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) в разные образовательные системы и создание специальных условий обучения в том, чтобы наименьшее количество детей могли находиться в специально организованных классах и наибольшее количество детей могли бы учиться в общеобразовательных классах вместе со своими типично развивающимися сверстниками с необходимой поддержкой. Под поддержкой мы имеем в виду посещение «Класса без границ», помощь тьютора, а также адаптированные учебные программы, которые могут меняться по мере того, как ребенок их осваивает.

Автономный класс (self-contained classroom) — аналог коррекционного класса в общеобразовательной школе, имеющий ряд существенных отличий от принятой ранее в наших школах формы коррекционных классов. Автономный класс подразумевает включение учеников на уроки в общеобразовательные классы со сверстниками до 50% от общего времени нахождения учеников в школе. Большая часть занятий в автономном классе проводится в групповой форме или малыми группами, но также присутствуют индивидуальные занятия, в соответствии с индивидуальными программами учеников. Автономный класс посещают ученики, которые испытывают значительные трудности в освоении общеобразовательной программы.

«Класс без границ» — предполагает, что основное обучение ребенка происходит в общеобразовательном классе, а в «классе без границ» ребенок отрабатывает отдельные темы и навыки. При данной форме обучения ученик проводит в общеобразовательном классе более 50% от общего школьного времени. Внутри этой схематичной пирамиды предполагается движение ребенка от первой нижней ступени к вершине. И, по сути, «класс без границ» является средством достижения этого результата. В «Классе без границ» могут совместно обучаться дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, лишь на отдельные часы приходя в «Класс без границ», и дети, для которых обучение в «Классе без границ» является основным. Это возможно благодаря тому, что структура «Класса без границ» позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Программа, материалы, методы обучения, рабочее место, расписание — все разрабатывается на основании индивидуальных потребностей каждого ученика.